четверг, 1 августа 2013 г.

Фальшивый Спартак, или Когда предательство становится достоинством

...Про "Улицы разбитых фонарей" и "Глухарей ментовских" и говорить не станем. У сценаристов, точно, пальцев не осталось — все их поди поискусали в процессе родов "шедевров" бестолковых.
Но "В фонарях" хоть идейно не грузят. В сериалах же на военную и поствоенную тему идеологическая начинка лезет из всех щелей. Недавно из этого ряда удалось посмотреть два фильма: "Отрыв" и "Второе восстание Спартака". Авторские коллективы у сериалов разные, однако ощущение такое, что заказ получен из одного "подрядного офиса". Так и кажется, что сюжетная линия и режиссерские "находки" перетекли из "Восстания" в "Отрыв". Или наоборот. Что, в принципе, картины не меняет.
Остановимся на "Втором восстании Спартака", как на идеологически более заряженном.
Сюжет фильма незатейлив. В начале войны авиационная группа, и лётчик Спартак Котляревский в ее составе, бомбят Берлин. Наносят, так сказать, психологический удар по логову противника. Самолёт Котляревского получает повреждение, до своей земли он не дотягивает, совершает аварийную посадку на оккупированной польской территории. Там пилот влюбляется в местную красавицу и вливается в подполье, воющее и против немцев, и против Советов. В одном из боевых заданий лётчик Красной Армии стоит перед выбором — остаться верным Родине или окончательно её предать ради любви. Котляревский выбирает второе и в итоге попадает со своей возлюбленной в Лондон, где до окончания войны живёт на подачки англичан.
В 1946 году доблестные чекисты возвращают бывшего советского летуна на родину-матушку, где ему, как изменнику, впаяли "пятнашку" и отправили в одну из зон в Карелии. В лагере "случайно" оказываются друзья его детства: вор в законе и "кум" — начальник оперчасти лагеря. Все вместе они когда-то жили в одном доме в Москве и на зоне стоят друг за друга горой, но втихую, чтоб не прознали и воры, и "суки".
Скоро становится совсем весело. Жена Котляревского с боем врывается в СССР, находит в Москве "кума" мужа, они оформляют фиктивный брак и едут вызволять из зоны Котляревского...
И финал — в лагере стихийный бунт, Котляревский с женой-красавицей, перехитрив все репрессивные органы вместе взятые, на советском самолете удирают в Норвегию. Его друг — вор в законе Марсель со своей женщиной оказываются на мусорке, но на мусорке норвежской! То есть ЗА ГРАНИЦЕЙ — на свободе! Не повезло только "куму", его накрыл артиллерийский снаряд, которыми стреляли по воробьям-беглецам...
Голливуд, короче, весь в соплях рыдает!
Что в сухом остатке? Предатель Родины и его жена — международная террористка — торжествуют, они победители. Самые на тот момент мощные и беспощадные карательные органы вкупе со Сталиным, который появляется эпизодически в сериале, — посрамлены.
Мораль сей "басни", если следовать современному киношному трафарету, где в конце добро всегда как бы побеждает зло, такова: предательство — это круто, это свобода, это красивая жизнь, в которую улетают на аэроплане!
Во "Втором восстании Спартака" искусно, художественно подменяются понятия, там "минус" превращается в "плюс", — предатель симпатичен зрителю. И это не только моё ощущение. Приведу лишь парочку "форумных" комментариев к этому фильму:
"Фильм поставлен настолько талантливо, что по ходу повествования, незаметно влюбляешься в предателей Родины и начинаешь ненавидеть её истинных героев. Удивительно, но это факт. Видимо, именно таким образом и рассчитывал Аллен Даллес подменить наши истинные ценности на фальшивые". 
"Походу этот Даллес был продвинутым чуваком. А о таких конкретных помощниках, как те, кто смастырил эту шнягу, он, наверно, даже и не мечтал. Не слабо кинолепилы прогнулись".
Вспомним гоголевского "Тараса Бульбу", там тоже проходит подобная сюжетная линия. Один из сыновей казацкого полковника Тараса Бульбы — Андрий, встретившись со своей возлюбленной, отрекается от отца и брата, товарищей и Отчизны: "Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты", - говорит Андрий своей панночке, и остается с ней, чтобы защищать её от бывших своих сотоварищей.
Во время одной из вылазок поляков из осажденной крепости казаки заманили Андрия в лес, где он встречается лицом к лицу с отцом. Старый казак со словами "Я тебя породил, я тебя и убью", убивает сына, который и перед смертью повторяет имя прекрасной панночки...
У Гоголя: белое — это белое, чёрное — это черное. Предательство — это зло, которое не заслуживает никакого прощения, даже отцовского.
А уж с названием фильма "кинолепилы" вообще непорядочно поступили. В нём не только погоня за "кассовым успехом" за счёт раскрученного "исторического бренда", а и попытка замены старого понятия на новый, затирание изначального смысла высокого образа. Настоящий Спартак в Древнем Риме восстал против рабства, как строя, и со своими соратниками погиб на поле боя. Он остался свободным, хоть и мёртвым.
"Второе восстание Спартака" свершилось для нескольких человек, его герои остались живы, счастливы, да ещё и за границей, но... с выжженным клеймом — преступников и предателей. А предатель — он и в Африке предатель.

Тупик.Ru: пишите ПИСЬМА (slava.ros.n@gmail.com) нам интересны Ваши отзывы, мнения, оценки!


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Комментариев нет: