Закон
о страховании гражданской ответственности
перевозчика за вред, причиненный жизни,
здоровью и имуществу пассажиров
предусматривает страховую сумму в
размере 2 миллионов рублей.
Закон
этот вступил в силу с 1 января, но все
его прелести народ, пользующийся
транспортными услугами, сможет ощутить
лишь с 1 июля 2013 года, когда начнут
производить выплаты за нанесенный ущерб
пассажиру.
А вот
перевозчики тяжёлую длань закона
почувствовать должны уже с 1 апреля,
именно с этого весёлого дня для них
наступает административная ответственность
за невыполнение обязанности по
страхованию. Во всяком случае с 1 апреля
Ространснадзор начал проверять всех
перевозчиков на предмет наличия
действующего договора ОСГОП. В случае
отсутствия оного штрафные санкции
грозят ощутимые: для должностных лиц —
от 40 до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от
500 тысяч до одного миллиона рублей. И,
заметим, отсутствие договора ОСГОП не
освобождает перевозчика от выплаты
потерпевшим компенсации за причинение
вреда жизни, здоровью, имуществу в
размере выплат, установленных действующим
законодательством.
Интересно,
что до введения данного закона в России
предусматривались разные страховые
суммы. Скажем, для авиапассажиров,
согласно Воздушному кодексу, 2 миллиона
25 тысяч рублей в случае причинения
ущерба жизни и 2 миллиона в случае
причинения вреда здоровью. Пассажиры
автомобильного транспорта в случае
причинения им вреда жизни и здоровью
могли претендовать на 160 тысяч рублей.
Самыми "экономными" в этом плане
были железнодорожники, для пассажиров
ж/д транспорта предусматривалась выплата
всего 12 тысяч рублей.
Новый
закон уравнял всех перевозчиков —
отныне страховые компенсации для них
предусмотрены единые: в случае гибели
пассажира — 2,025 миллиона рублей, при
причинении вреда здоровью — до 2 миллионов
(в зависимости от тяжести вреда здоровью).
За испорченное имущество должны заплатить
из расчета 600 рублей за 1 кг багажа и 11
тысяч рублей за иные вещи (но всего не
более 23 тысяч рублей). Это позволит,
считают эксперты, обеспечить полноценную
финансовую защиту пассажиров на случай
форс-мажора в пути.
Правда,
законом установлены случаи, когда
перевозчики и страховые компании
освобождаются от выплат. В частности,
когда страховое событие наступило
вследствие ядерного взрыва и радиоактивного
заражения, при военных действиях и
прочих военных операциях. Или в ходе
гражданской войны, забастовок или
народных волнений. Ну, тут и так ясно,
кто же во время страховки оформляет...
Не
лягут ли на маленькие транспортные
компании затраты на страхование
непосильным бременем. Сами же страховщики
и успокаивают перевозчиков: затраты на
страхование будут не столь ощутимы, чем
штрафные санкции со стороны Ространснадзора
и ФСФР за игнорирование заключение
договора страхования. И кроме того, в
случае любого причинения ущерба жизни,
здоровью и имуществу пассажиров
перевозчик при отсутствии полиса должен
будет произвести выплаты потерпевшим
из собственного кармана.
Следует
учитывать и тот момент, если раньше люди
просто "закрывали глаза" на ушибы,
растяжения и прочие неприятности,
происходящие в общественном транспорте,
мало кто обращался к собственнику
автопарка или шёл в суд, требуя возмещения
за причиненный ущерб, то теперь ситуация
в корне может измениться. Пострадавшие
пассажиры могут пойти валом за
полагающимися страховыми компенсациями.
Предполагается,
что закон о страховании гражданской
ответственности перевозчика за вред,
причиненный жизни, здоровью и имуществу
пассажиров, повысит не только социальную
защищённость последних, но и заставит
первых — перевозчиков — заметно повысить
качество и безопасность предоставляемых
транспортных услуг. Что для пассажиров
и выгоднее, и приятнее. Мы почему-то
уверены, что среди них найдётся очень
мало таких, кто мечтает получить 2,025
миллиона рублей посмертно.