вторник, 19 ноября 2013 г.

От сувенирной демократии к суверенной экономике

Странная ситуация наблюдается в нашем царстве-государстве: люди живут все лучше, а народ недоволен. Причем у разных народных групп собственный "кислый соус". В сублимированном виде гражданские позиции выражаются в лозунгах и лицах на Болотной площади и Поклонной горе. Куда двигаться — в сторону активного меньшинства или пока еще дремлющего в общей своей массе большинства? Решать что-то надо уже сегодня. Ибо когда проснется большинство — может быть уже поздно. Свой ответ на столь важный для России вопрос дал Евгений Савченко в концептуальной статье "Капкан ревальвации. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения", опубликованной в газете "Завтра".
 Данная статья опубликована на 4725.ru и Newsland.com 
По Савченко Россия последние десять с лишним лет усердно выстраивала неоколониальный (сырьевой) тип экономики. Этому сомнительному достижению мы обязаны политике перманентной ревальвации рубля, которая в итоге привела к нулевому росту экономики и полной утрате конкурентоспособности.
"Механизм потери конкурентоспособности экономики России за последние 10-13 лет, - пишет Евгений Степанович, - оказался банально простым, и, с точки зрения экономической, парадоксальным. Парадоксальность заключается в том, что внутренняя инфляция последние 13 лет неуклонно укрепляла валютный курс рубля, т.е. привела к его удорожанию по отношению к доллару в 4 раза. Поскольку средняя ежегодная инфляция за последние 13 лет составила примерно 12%, то легко посчитать, что за неполные 13 лет она составила 400%. Но, поскольку официальный курс доллара США и в 2000 году, и в 2013 году равен примерно 30 рублям, т.е. оставался неизменным, то это привело при внутренней инфляции 400% к росту затрат на производство одного и того же товара (при неизменной технологии производства) в 4 раза не только в рублях, но и в долларах США".
Как обратный пример благотворного влияния девальвации национальной валюты на развитие экономики Савченко назвал период после дефолта 1998 года, когда ежегодный реальный рост ВВП вплоть до 2009 года достигал 6-8%. Связан он был именно с тем, что девальвация рубля, последовавшая после дефолта, привела к резкому росту цен на импортные товары и сделала нашу экономику конкурентоспособной, особенно на внутреннем рынке, что явилось мощным фактором развития, прежде всего, несырьевого сектора экономики за счёт возможности импортозамещения товаров широкого потребления и, в первую очередь, продовольственных.
"Но, - говорит Евгений Степанович, - это преимущество в течение 10 лет экономика России растеряла полностью, и лишь высокая экспортная цена на нефть и газ продолжает поддерживать экономическую стабильность в нашей стране". 
И это не считая потенциальных потерь (а на самом деле реальных), о которых упоминает автор: "...если бы в течение 12-ти последних лет, - пишет он, - реальная стоимость рубля к доллару (валютный курс) была такой же, как и в 2000 году, то только за счёт экспорта страна получила бы дополнительно порядка 200 трлн рублей, что составляет почти три годовых ВВП или 10 консолидированных бюджетов страны. Иными словами, вследствие удорожания рубля 3 года из 12 лет наша страна работала на чужую экономику".
Вот это и есть, по всей видимости, зримый итог и достижения "сувенирной", по выражению одного из идеологов российской политики, демократии. При внешнем благоприятном фоне — рост доходов и благосостояния населения, фактическое уничтожение суверенной национальной экономики, которая только и держится на сырьевых подпорках. Неустойчивость, зыбкость данной конструкции видна невооруженным глазом. Стоит покачнутся ценам или спросу хотя бы на какую-то из "подпорок", и конструкции испытывает колоссальное напряжение. А если цены или спрос рухнут? Не сомневайтесь, рухнет и "конструкция". В нашем случае, российская экономика.
За примерами далеко ходить не надо. Вспомним кризисный 2008 год в Белгородской области, когда резко упал спрос на продукцию предприятий регионального горнорудного комплекса, являющегося одним из ведущих секторов в экономике области. Тогда избежать катастрофы удалось за счет других сфер экономики, и, в первую очередь, за счет сельскохозяйственного производства, выросшего на 10 процентов и ставшего основным фактором экономического роста области и социальной стабильности.
Реальными действиями и решениями, принимаемыми в острый период мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 года Евгений Савченко, как губернатор Белгородской области, в значительной мере ответил на свой же вопрос, поставленный в газете "Завтра": 
"Что же делать в сложившейся ситуации по переводу нашей экономики с матрицы гипертрофированного сырьевого развития на матрицу сбалансированного развития и устойчивого экономического роста?"
Алгоритм возрождения национальной экономики Евгений Степанович предлагает следующий. Добиться спроса на товары и услуги отечественного происхождения за счет импортозамещения. Для чего необходимо создать комфортные условия для российского бизнеса. 
"Единственным доступным и эффективным способом переориентации спроса с внешнего на внутренний рынок является, - по мнению Савченко, - девальвация рубля".
А чтобы "страшное слово" девальвация не вылилась в очередной "1998 год" — непредсказуемый рост инфляции, повышение цен, резкое снижение доходов и уровня жизни людей, — удешевление национальной валюты в обязательном порядке следует сопроводить дополнительными экономическими мерами. Наиболее важные из них Савченко называет в статье:
- комплекс административных и экономических мер по контролю за ценами на товары и услуги (как оптовыми, так и розничными); 
- ставка рефинансирования ЦБ не должна превышать 0,5-1% в год, а в коммерческих банках кредиты выдаваться не более как под 3-5% годовых; 
государство должно стать мощным драйвером в стимулировании экономического роста и внутреннего спроса за счёт активного направления средств на развитие инфраструктуры и, прежде всего, автомобильных дорог, а также поддержать индивидуальное жилищное строительство и сопутствующей инфраструктуры; 
- срочно необходимо провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав его под потребности экономики.
В масштабах Белгородской области Евгений Савченко, как губернатор, давно применяет названные меры, разумеется, в рамках региональных полномочий и возможностей. Уже который год ведется активное дорожное строительство и развивается ИЖС. В 2012 году, например, по программам дорожных работ освоено почти 15 млрд рублей. За этот же период введены рекордные 1 млн 215 тыс. квадратных метров жилья, в том числе более миллиона – индивидуального. Сюда же можно добавить и результаты в развитии сельского хозяйства, объёмы производства которого выросли за год на 8,5% (по России допущено снижение на 4,7%). Что, в частности, позволяет проводить политику импортозамещения в продовольственном секторе. В какой-то степени успехи в сельском хозяйстве вновь позволили сгладить негативный фактор от падения цен на мировых рынках на железорудное сырьё и металл, а предприятия горно-металлургического комплекса, как известно, являются основой экономики региона.
Безусловно, ничего хорошего для нас в падении цен на железорудное сырьё и металл нет, однако Савченко в отдельном взятом регионе показал, что зависимость от сырьедобывающих предприятий возможно хотя бы миниминизировать.
А если это возможно в одной регионе, почему это же нельзя сделать во всей стране? Раздвинуть, так сказать, экономическую матрицу Белгородчины на всю Россию.
Правда, для этого в обязательном порядке потребуется осуществление главной меры: 
"Предстоящий период экономического оздоровления, - пишет Евгений Савченко, - потребует от всех нас консолидированных и солидарных действий, а это может обеспечить только президент страны. Поэтому экономические преобразования должен возглавить глава государства, создав для этого необходимые органы управления, наделённые широкими полномочиями, и обеспечив при этом широкую разъяснительную работу по всем принимаемым решениям, действиям и их последствиям".
Задача возрождения суверенной экономики — того стоит. Ведь в прямой зависимости от наличия суверенной экономики и степени ее развития находятся социальная атмосфера в обществе и, в конечном итоге, политическая стабильность государства как внешняя, так и внутренняя.
По оценке Савченко, Болотная площадь — это явное отражение интересов национальных потребителей, получивших относительно больше других от курса на удорожание рубля.
"Поклонная же гора, - считает Евгений Степанович, - в большинстве своем отражает интересы национальных товаропроизводителей, которые лучше чувствуют пульс реального сектора экономики". 
Развитая суверенная экономика объективно представляется привлекательной целью как для первых — "потребителей", так и для вторых — "товаропроизводителей".
Не к созданию ли подобного рода солидарного общества, в котором каждый его член "льет воду на мельницу" развития государства, мы стремимся?

Тупик.Ru: пишите ПИСЬМА (slava.ros.n@gmail.com) нам интересны Ваши отзывы, мнения, оценки!


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Комментариев нет: