...Про
"Улицы разбитых фонарей" и "Глухарей
ментовских" и говорить не станем. У
сценаристов, точно, пальцев не осталось
— все их поди поискусали в процессе
родов "шедевров" бестолковых.
Но
"В фонарях" хоть идейно не грузят.
В сериалах же на военную и
поствоенную тему идеологическая начинка
лезет из всех щелей. Недавно из этого
ряда удалось посмотреть два фильма:
"Отрыв" и "Второе восстание
Спартака". Авторские коллективы у
сериалов разные, однако ощущение такое,
что заказ получен из одного "подрядного
офиса". Так и кажется, что сюжетная
линия и режиссерские "находки"
перетекли из "Восстания" в "Отрыв".
Или наоборот. Что, в принципе, картины
не меняет.
Остановимся
на "Втором восстании Спартака",
как на идеологически более заряженном.
Сюжет
фильма незатейлив. В начале войны
авиационная группа, и лётчик Спартак
Котляревский в ее составе, бомбят Берлин.
Наносят, так сказать, психологический
удар по логову противника. Самолёт
Котляревского получает повреждение,
до своей земли он не дотягивает, совершает
аварийную посадку на оккупированной
польской территории. Там пилот влюбляется
в местную красавицу и вливается в
подполье, воющее и против немцев, и
против Советов. В одном из боевых заданий
лётчик Красной Армии стоит перед выбором
— остаться верным Родине или окончательно
её предать ради любви. Котляревский
выбирает второе и в итоге попадает со
своей возлюбленной в Лондон, где до
окончания войны живёт на подачки
англичан.
В
1946 году доблестные чекисты возвращают
бывшего советского летуна на родину-матушку,
где ему, как изменнику, впаяли "пятнашку"
и отправили в одну из зон в Карелии. В
лагере "случайно" оказываются
друзья его детства: вор в законе и "кум"
— начальник оперчасти лагеря. Все вместе
они когда-то жили в одном доме в Москве
и на зоне стоят друг за друга горой, но
втихую, чтоб не прознали и воры, и "суки".
Скоро
становится совсем весело. Жена
Котляревского с боем врывается в СССР,
находит в Москве "кума" мужа, они
оформляют фиктивный брак и едут вызволять
из зоны Котляревского...
И
финал — в лагере стихийный бунт,
Котляревский с женой-красавицей,
перехитрив все репрессивные органы
вместе взятые, на советском самолете
удирают в Норвегию. Его друг — вор в
законе Марсель со своей женщиной
оказываются на мусорке, но на мусорке
норвежской! То есть ЗА ГРАНИЦЕЙ — на
свободе! Не повезло только "куму",
его накрыл артиллерийский снаряд,
которыми стреляли по воробьям-беглецам...
Голливуд,
короче, весь в соплях рыдает!
Что
в сухом остатке? Предатель Родины и его
жена — международная террористка —
торжествуют, они победители. Самые на
тот момент мощные и беспощадные
карательные органы вкупе со Сталиным,
который появляется эпизодически в
сериале, — посрамлены.
Мораль
сей "басни", если следовать
современному киношному трафарету, где
в конце добро всегда как бы побеждает
зло, такова: предательство — это круто,
это свобода, это красивая жизнь, в которую
улетают на аэроплане!
Во
"Втором восстании Спартака" искусно,
художественно подменяются понятия, там
"минус" превращается в "плюс",
— предатель симпатичен зрителю. И это
не только моё ощущение. Приведу лишь
парочку "форумных" комментариев
к этому фильму:
"Фильм поставлен настолько талантливо, что по ходу повествования, незаметно влюбляешься в предателей Родины и начинаешь ненавидеть её истинных героев. Удивительно, но это факт. Видимо, именно таким образом и рассчитывал Аллен Даллес подменить наши истинные ценности на фальшивые".
"Походу этот Даллес был продвинутым чуваком. А о таких конкретных помощниках, как те, кто смастырил эту шнягу, он, наверно, даже и не мечтал. Не слабо кинолепилы прогнулись".
Вспомним
гоголевского "Тараса Бульбу", там
тоже проходит подобная сюжетная линия.
Один из сыновей казацкого полковника
Тараса Бульбы — Андрий, встретившись
со своей возлюбленной, отрекается от
отца и брата, товарищей и Отчизны:
"Отчизна есть то, что ищет душа наша,
что милее для неё всего. Отчизна моя —
ты", - говорит Андрий своей панночке,
и остается с ней, чтобы защищать её от
бывших своих сотоварищей.
Во
время одной из вылазок поляков из
осажденной крепости казаки заманили
Андрия в лес, где он встречается лицом
к лицу с отцом. Старый казак со словами
"Я тебя породил, я тебя и убью",
убивает сына, который и перед смертью
повторяет имя прекрасной панночки...
У
Гоголя: белое — это белое, чёрное — это
черное. Предательство — это зло, которое
не заслуживает никакого прощения, даже
отцовского.
А
уж с названием фильма "кинолепилы"
вообще непорядочно поступили. В нём не
только погоня за "кассовым успехом"
за счёт раскрученного "исторического
бренда", а и попытка замены старого
понятия на новый, затирание изначального
смысла высокого образа. Настоящий
Спартак в Древнем Риме восстал против
рабства, как строя, и со своими соратниками
погиб на поле боя. Он остался свободным,
хоть и мёртвым.
"Второе восстание Спартака" свершилось для нескольких человек, его герои остались живы, счастливы, да ещё и за границей, но... с выжженным клеймом — преступников и предателей. А предатель — он и в Африке предатель.
Тупик.Ru:
пишите ПИСЬМА
(slava.ros.n@gmail.com)
— нам интересны Ваши
отзывы, мнения, оценки!
ССЫЛКИ
ПО ТЕМЕ