среда, 15 июля 2015 г.

Спасут ли меценаты российскую культуру?

Помнится, в царской России институт меценатства был развит достаточно сильно. Богатые промышленники, купцы поддерживали театры, музеи, библиотеки, создавали новые культурные заведения. С приходом советской власти бремя расходов на содержание культуры взяло на себя государство. Делало это оно с известным идеологическим уклоном, но это уже другой разговор. В современной России культуре от государства достаются жалкие крохи и для поддержания её на достойном уровне вновь, похоже, требуется помощь богатых людей.
В этом меня убедила встреча с артистами московского "Современника", которые показали спектакль по пьесе Александра Володина "Пять вечеров" в нескольких российских городах. Возможным это стало благодаря современному меценату.
Расскажу об этом чуть подробнее. Начну с того, что столичный театр вообще впервые за 60 лет своего существования попал на белгородскую землю. (Спектакли прошли, в частности, в городах Старом Осколе и Губкине Белгородской области, в Железногорске Курской области.)
Почему же так долго ехал на Белгородчину знаменитый театр, созданный ещё в 1956 году Олегом Ефремовым, Евгением Евстигнеевым, Олегом Табаковым, нынешним худруком театра Галиной Волчек?
- Да, ехали долго, и не приехали бы вообще, если бы не поддержка благотворительного фонда Алишера Усанова "Искусство, наука и спорт". В сегодняшних условиях наш театр не смог бы организовать гастроли в Белгородскую область ни по техническим причинам, ни по экономическим. Вы бы этого просто не выдержали, - откровенно признался народный артист России Сергей Гармаш.
В помещение, где собрались журналисты, он вошёл первым, высокий подтянутый, поздоровался голосом, который узнаешь из тысячи, и улыбнулся так, что каждый подумал, что эта искренняя улыбка предназначена только для него. И, замечу, с хорошим чувством юмора, отвечая как артистам удаётся в уже не молодом возрасте быть в хорошей физической форме, сказал, что график их жизни — сплошной спорт. Это и репетиции, и съёмки, и гастроли, и всё бегом.
Вопрос о харизматичности и об отношении к женщинам на сцене и в жизни немного поставил знаменитого актёра в тупик. Но на помощь ему пришла Евгения Симонова, народная артистка России, актриса театра им. Владимира Маяковского:
- Сергей замечательный человек, очень обаятельный и искренний, я чувствую себя счастливой, играть с ним легко, так что харизма действительно налицо.
Актёры рассказали об истории спектакля. Впервые он появился на сцене в 1959 году, потом потихоньку ушёл. В 2006-м Галина Волчек решает его воссоздать. А точнее, создать заново, спектакль, поставленный основателями "Современника", никто из нынешнего состава актёров не видел, его даже не отсняли на плёнку.
Обаяние Евгении Симоновой просто неотразимо, она настолько светлая и чистая. На вопрос, почему решила бороться с образом лирической героини, ответила прямо:
- Всё хорошо вовремя. Когда-то я была молодой и играла наивных девушек, но на этом долго не продержишься. Такие роли всем надоедают. Переход женщины в другой возраст в жизни и на сцене всегда труден. Нужно вовремя его сделать.
Для тех, кто не видел этого спектакля, коротко расскажу о нём. "Пять вечеров" — это история о любви. Главную мужскую роль в спектакле играет Сергей Гармаш. Его Ильин уже немолод, жизнь, сложилась не так, как ему хотелось, работает шофёром в далёком Заполярье. До сих пор не нашёл свою единственную, с которой был бы счастлив. Живёт воспоминаниями о любви. И вот он едет в Ленинград, чтобы встретиться с Тамарой, которая проводила его на войну 17 лет назад. Причины, по которым Ильин так долго отсутствовал, в спектакле обозначены штрихами, воевал, а потом, может, и сидел, ведь за полярный круг просто так не едут.
В исполнении Евгении Симоновой её героиня Тамара очень естественна: одновременно и жёсткая, и нежная, и трогательно усталая.
Оба стараются скрыть свое несчастье. Он сочиняет историю о карьере главного инженера большого химического комбината, а она ему и верит, и не верит. Ильин пытается уйти из её жизни, понимая, что обманул, боясь, что Тамара не примет его как простого шофёра и откажется уехать с ним. "Она думает, что я чуть ли не Менделеев, а тут…".
Тамара, понимая, что может потерять свою любовь на этот раз навсегда, ищет его по всему городу. И он, тоже чувствуя, что нельзя ещё раз лишиться счастья, возвращается. И обнимая её колени, целуя руки, плачет вместе с ней, а она, гладя его по голове, обеспокоенно говорит: "Всё будет хорошо, только б не было войны". Какая точная фраза! Именно войны — в наших судьбах, домах и душах.
В завершение приведу интересное наблюдение Сергея Гармаша. "Разница между столичным и провинциальным зрителем огромная, - отметил он. - Здесь люди не избалованы, не перекормлены искусством, внимательнее, чище и благодарнее".
И здорово, что благодаря отдельным меценатам "культурные десанты" доходят до "не перекормленного искусством" зрителям. Что вопрос, вынесенный в заголовок, — "Спасут ли меценаты культуру?" — делает ещё актуальнее и злободневнее.
Правда, этот вопрос тянет за собой и другие. Почему меценаты, если поддержка культуры всегда было делом и обязанностью государства. А может, сегодня, чтобы культура находилась на достойном уровне, необходимо сложение усилий и государства, и меценатов? Но, с другой стороны, если ныне в России капитализм, рыночные отношения, значит, и культура должна быть на самоокупаемости, сама должна крутиться и вертеться.
Что вы думаете на этот счёт?
Своё мнение Вы можете оставить в комментарии к этой заметке или в соответствующем опросе на портале Newsland.

Тупик.Ru: пишите ПИСЬМА (slava.ros.n@gmail.com) нам интересны Ваши отзывы, мнения, оценки!


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Комментариев нет: