Помнится, в
царской России институт меценатства
был развит достаточно сильно. Богатые
промышленники, купцы поддерживали
театры, музеи, библиотеки, создавали
новые культурные заведения. С приходом
советской власти бремя расходов на
содержание культуры взяло на себя
государство. Делало это оно с известным
идеологическим уклоном, но это уже
другой разговор. В современной России
культуре от государства достаются
жалкие крохи и для поддержания её на
достойном уровне вновь, похоже, требуется
помощь богатых людей.
В этом меня
убедила встреча с артистами московского
"Современника", которые показали
спектакль по пьесе Александра Володина
"Пять вечеров" в нескольких
российских городах. Возможным это стало
благодаря современному меценату.
Расскажу об
этом чуть подробнее. Начну с того, что
столичный театр вообще впервые за 60 лет
своего существования попал на белгородскую
землю. (Спектакли прошли, в частности,
в городах Старом Осколе и Губкине
Белгородской области, в Железногорске
Курской области.)
Почему же так
долго ехал на Белгородчину знаменитый
театр, созданный ещё в 1956 году Олегом
Ефремовым, Евгением Евстигнеевым, Олегом
Табаковым, нынешним худруком театра
Галиной Волчек?
- Да, ехали
долго, и не приехали бы вообще, если бы
не поддержка благотворительного фонда
Алишера Усанова "Искусство, наука и
спорт". В сегодняшних условиях наш
театр не смог бы организовать гастроли
в Белгородскую область ни по техническим
причинам, ни по экономическим. Вы бы
этого просто не выдержали, - откровенно
признался народный артист России Сергей
Гармаш.
В помещение,
где собрались журналисты, он вошёл
первым, высокий подтянутый, поздоровался
голосом, который узнаешь из тысячи, и
улыбнулся так, что каждый подумал, что
эта искренняя улыбка предназначена
только для него. И, замечу, с хорошим
чувством юмора, отвечая как артистам
удаётся в уже не молодом возрасте быть
в хорошей физической форме, сказал, что
график их жизни — сплошной спорт. Это
и репетиции, и съёмки, и гастроли, и всё
бегом.
Вопрос о
харизматичности и об отношении к женщинам
на сцене и в жизни немного поставил
знаменитого актёра в тупик. Но на помощь
ему пришла Евгения Симонова, народная
артистка России, актриса театра им.
Владимира Маяковского:
- Сергей
замечательный человек, очень обаятельный
и искренний, я чувствую себя счастливой,
играть с ним легко, так что харизма
действительно налицо.
Актёры рассказали
об истории спектакля. Впервые он появился
на сцене в 1959 году, потом потихоньку
ушёл. В 2006-м Галина Волчек решает его
воссоздать. А точнее, создать заново,
спектакль, поставленный основателями
"Современника", никто из нынешнего
состава актёров не видел, его даже не
отсняли на плёнку.
Обаяние Евгении
Симоновой просто неотразимо, она
настолько светлая и чистая. На вопрос,
почему решила бороться с образом
лирической героини, ответила прямо:
- Всё хорошо
вовремя. Когда-то я была молодой и играла
наивных девушек, но на этом долго не
продержишься. Такие роли всем надоедают.
Переход женщины в другой возраст в жизни
и на сцене всегда труден. Нужно вовремя
его сделать.
Для тех, кто
не видел этого спектакля, коротко
расскажу о нём. "Пять вечеров" —
это история о любви. Главную мужскую
роль в спектакле играет Сергей Гармаш.
Его Ильин уже немолод, жизнь, сложилась
не так, как ему хотелось, работает шофёром
в далёком Заполярье. До сих пор не нашёл
свою единственную, с которой был бы
счастлив. Живёт воспоминаниями о любви.
И вот он едет в Ленинград, чтобы встретиться
с Тамарой, которая проводила его на
войну 17 лет назад. Причины, по которым
Ильин так долго отсутствовал, в спектакле
обозначены штрихами, воевал, а потом,
может, и сидел, ведь за полярный круг
просто так не едут.
В исполнении
Евгении Симоновой её героиня Тамара
очень естественна: одновременно и
жёсткая, и нежная, и трогательно усталая.
Оба стараются
скрыть свое несчастье. Он сочиняет
историю о карьере главного инженера
большого химического комбината, а она
ему и верит, и не верит. Ильин пытается
уйти из её жизни, понимая, что обманул,
боясь, что Тамара не примет его как
простого шофёра и откажется уехать с
ним. "Она думает, что я чуть ли не
Менделеев, а тут…".
Тамара, понимая,
что может потерять свою любовь на этот
раз навсегда, ищет его по всему городу.
И он, тоже чувствуя, что нельзя ещё раз
лишиться счастья, возвращается. И обнимая
её колени, целуя руки, плачет вместе с
ней, а она, гладя его по голове, обеспокоенно
говорит: "Всё будет хорошо, только б
не было войны". Какая точная фраза!
Именно войны — в наших судьбах, домах
и душах.
В завершение
приведу интересное наблюдение Сергея
Гармаша. "Разница между столичным и
провинциальным зрителем огромная, -
отметил он. - Здесь люди не избалованы,
не перекормлены искусством, внимательнее,
чище и благодарнее".
И здорово, что
благодаря отдельным меценатам "культурные
десанты" доходят до "не перекормленного
искусством" зрителям. Что вопрос,
вынесенный в заголовок, — "Спасут ли
меценаты культуру?" — делает ещё
актуальнее и злободневнее.
Правда, этот
вопрос тянет за собой и другие. Почему
меценаты, если поддержка культуры всегда
было делом и обязанностью государства.
А может, сегодня, чтобы культура находилась
на достойном уровне, необходимо сложение
усилий и государства, и меценатов? Но,
с другой стороны, если ныне в России
капитализм, рыночные отношения, значит,
и культура должна быть на самоокупаемости,
сама должна крутиться и вертеться.
Что вы думаете
на этот счёт?
Своё
мнение Вы можете оставить в комментарии
к этой заметке или в соответствующем
опросе на портале Newsland.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ