пятница, 17 февраля 2012 г.

Медведев напоследок жжёт, или Очередной проектовыкидыш президента


Вчера Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект о новом порядке выборов депутатов нижней палаты парламент, а сегодня экспертное сообщество не оставило на нём живого места. Но может спецы что-то не догоняют, не поспевают, так сказать за семиаршинными революционными шажищами Дмитрия Анатольевича?
Как говорится в пояснительной записке на сайте Кремля, "предусматривается сохранить действующую в настоящее время пропорциональную избирательную систему, на основе которой проводятся выборы депутатов Государственной Думы. В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур".
Одна из "революционных" новаций: деление территории страны на 225 территориальных единиц, которые "образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Единая норма представительства определяется путём деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число территориальных единиц". Такая вот словесная пурга, в которой простой смертный никогда в жизни не разберётся.
Вот ещё цитатка из пояснительной записки: "Для определения числа территориальных единиц в каждом субъекте Российской Федерации число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом территориальных единиц для соответствующего субъекта Российской Федерации". О, закручено так закручено!
Какие подводные камешки видят эксперты.
А. При новом делении избирательных округов они вовсе не обязательно станут двухмандатными при сохранении численности Думы в 450 депутатов.
Б. Законопроект лишает беспартийных кандидатов возможности быть избранными в парламент.
В. Существует реальная возможность "обезглавливания" партий: потенциально лидеры партий, даже прошедших в Думу, могут остаться за бортом парламента в силу предусмотренной законопроектом ликвидации общероссийских списков.
Г. Не исключены ситуации, когда партия на территории занимает первое место, однако в масштабе страны не проходит заградительный барьер (в первую очередь это относится к новым малым партиям с яркими лидерами).
Д. Новая система добавит трудностей оппозиционным партиям — им будет сложно составлять списки по 225 округам.
Е. Миф, что 225 округов дадут представителей всем регионам. У шести регионов из-за незначительного числа проживающих там людей заведомо не будет мандатов, они их смогут получить в том случае, если от них откажутся претенденты из других регионов...
Это то, что на поверхности, что сразу бросается в глаза.
А вот реакция одного из кандидатов в президенты Михаил Прохоров: "Законопроект опять является половинчатым. Нам обещали, что будут законодатели избираться по свободному принципу, сейчас он опять сделан по партийному принципу. Я считаю, что это подмена понятий. Обещали одно, сделали другое".
Президент исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский даёт такой расклад: "Раньше у нас были региональные списки, а регионы очень разные по размерам и масштабу фальсификации. Получалось, что при одинаковом населении у одного региона — три мандата, у другого — 15 проходных. Теперь будет 225 групп. Одна группа будет состоять из 0,5 млн избирателей, в 10-15 мелких будет меньше — от 30 тысяч. Из-за этого в каждой территориальной группе будет проходной, фактически, один мандат. Поэтому можно будет определенно сказать, кто именно пройдет в Думу. Если раньше была непредсказуемость — человека могли поставить на 10-е место, а он станет депутатом, другого поставят на третье-четвертое, а он не прошел — то теперь с 99% вероятности можно сказать, что если человек стоит на первом месте, он проходит. Либо если он на втором, а на первом — губернатор, скорее всего, второй будет проходным. Назначать состав Думы из Кремля можно будет намного точнее. Управляемость со стороны Кремля возрастает".
По мнению Михаила Тульского: "Это продолжение линии Дмитрия Медведева — заявлять о каких-то переменах, а на самом деле ничего не менять. Изображение перемен при их полном отсутствии в реальности".
Короче, как говаривал Виктор Черномырдин: хотели как лучше, а получилось — как всегда.
Впрочем-впрочем-впрочем, а хотел ли Дмитрий Анатольевич как лучше?


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Комментариев нет: